ул. Петрищева, д. 4 "А", телефон: +7 (8313) 202-202,342-343
Нижне-Волжская набережная,д. 6/1 офис 202 (2 этаж), тел.: +7(831)211-40-40
+ 7(831) 435-19-66, +79101495932, +79637548002
ул. Большая Московская,д. 5 ТЦ "Галерея" 2 этаж
тел: +7 (4922) 77-80-80
Телефон: +7 (495) 617-07-17
История создания предприятия,
сведения о выдающихся мастерах и династиях,
за весь период деятельности.
Закрытое акционерное общество ордена «Знак Почета» «Хохломская роспись» – уникальное предприятие, сохраняющее традиции народного промысла изготовления деревянной посуды, возникшего во второй половине XVII века близ торгового села Хохлома Нижегородской губернии. На протяжении нескольких столетий хохломской промысел является важной частью народной культуры России.
Документы свидетельствуют, что золочение при помощи оловянного порошка применялось в иконописи. Деревянное изделие, покрытое тонким слоем металла и олифы, подвергали прогреванию в печи, от чего оно приобретало золотистый оттенок. Этот способ был воспринят заволжскими ремесленниками и усовершенствован.
Так с XVII века на всю Россию славилась расписная деревянная посуда: «парадная» изготавливалась по особым заказам небольшими партиями. Посудой, сделанной из разных пород дерева, разных форм и художественной отделки, принято было одаривать именитых гостей и иностранных послов. Простой люд пользовался в быту посудой менее ценной, нерасписной.
С 1858 г. хохломские изделия экспортируются на отечественных, а с 1867 года – на зарубежных выставках. После Всемирной выставки 1889 года в г. Париже резко увеличился экспорт хохломских изделий. В XIX в. хохломскую посуду можно было встретить в любом уголке России, а также в Индии, Средней Азии и т.д.
За многовековую историю хохломской промысел претерпел немало взлетов и падений. Огромное значение имело поддержание промысла государством.
Школа впервые была задумана по инициативе Нижегородского купца Сиротина Д.В. в 1912 году, который решил организовать в городе Семенове учебно-промышленное учреждение, а художнику Г.П.Матвееву предложили остаться при нем в качестве заведующего руководителя, так как выпускаемые изделия мастерами хохломской росписи Семеновского уезда были бедны по рисунку и не удовлетворяли покупателя. Так в 1916 г. в Семенове Нижегородское земство открыло Школу художественной обработки дерева, которую возглавил талантливый педагог, и художник Матвеев Г.П.
Матвеев Георгий Петрович всю свою жизнь посвятил развитию художественных промыслов, он собрал и пригласил лучших мастеров промысла в школу, изучил их секреты по приготовлению лаков и красок, собрал все материалы в единый технологический процесс, по которому долгое время шло обучение в школе и работали на производстве. Он собрал по крупицам лучшие вещи хохломы и другие изделия народных промыслов и организовал в городе Семенове музей кустарно-художественных изделий.
Жизнь этого человека, была истинным образцом служения своему народу. В канун 50-летия объединения на могиле Г.П.Матвеева был установлен гранитный памятник с благодарственной надписью «Георгию Петровичу Матвееву художнику и учителю от мастеров Хохломы», за могилой по настоящее время ведется уход и возложение цветов.
В экспертном заключении о происхождении промысла хохломская роспись, на основании изучения архивных материалов, научно исследовательской литературы, каталогов, календарей и отчетов выставок, технологии производства, художественных традиций, ассортимента выпускаемых изделий свидетельствует, что Производственное художественное объединение «Хохломская роспись», находящееся в Нижегородской области, городе Семенове является продолжателем и правопреемником Школы художественной обработки дерева, основанной в 1916 году в городе Семенове, на базе которой была организована промысловая кооперативная артель.
Выпускниками школы была организована промысловая кооперативная артель, названная в 1924 г. «Кустарь – художник». Пришли в артель талантливые мастера Тюкалов Александр Георгиевич и Чикалова-Денисова Наталья Александровна, которым позднее было присвоено звание Заслуженного художника РСФСР, художницы Киева Зинаида Флегонтовна кавалер ордена Ленина и ее сестра Сенникова Елена Флегонтовна – долгое время работавшая главным художником фабрики Хохломская роспись и многие другие.
В мае 1931 года в связи с увеличением экспортных поставок она получила название «Экспорт», важными вехами в развитии хохломского искусства тридцатых и сороковых годов стали отечественные и зарубежные выставки. Изделия мастеров артели «Экспорт» побывали на выставках в Нью-Йорке, Париже и Брюсселе, за что получили дипломы и золотые медали.
Тридцатые годы были отмечены напряженной работой по наращиванию производственных мощностей. Артелью были построены и пущены в эксплуатацию 2-х этажная столярная мастерская, токарный цех на 14 токарных станков. С высоким трудовым подъемом, смелыми творческими замыслами вступил коллектив артели «Экспорт» в сороковые годы.
В феврале 1941 года на отчетно-выборном собрании, продумывали о строительстве новых цехов, о приобретении техники. Война перевернула все нужды и планы. С первых же дней войны ушли на фронт более сорока человек ведущих мастеров во главе с председателем артели Л.Демидовым.
Производство перестроилось на военный лад. Вместо токарно-художественных изделий выпускали банники для чистки артиллерийских орудий и лыжи. Потускнела золотая хохлома, посуровела, отошла на задний план до лучших времен.
Маленькая артель делала свое важное дело, большое дело. Какой несгибаемой стойкостью обладали женщины, поставленные суровым временем в тяжелые условия. Ведущие талантливые художники Сенникова Елена Флегонтовна главный художник - пошла работать кочегаром, Киева Зинаида Флегонтовна – столяром, Чикалова-Денисова Наталья Александровна и Савинова Александра П. стали уходчиками за печами. В механическое отделение, на лыжный участок, в котельную перешли художники Молодцова Евлалия, Бусарева М., Логинова Е.
Прогремели долгожданные победные салюты, Не вернулись с фронта прекрасные художники Колобянин Ф., Красильников Я., токарь Сенников М., пал смертью храбрых председатель артели Демидов Л.Л
В послевоенные годы у коллектива артели было много нерешенных вопросов. Необходимо было добиться довоенного уровня объемов производства. Финансовое положение артели было очень тяжелым. Напряженная политическая обстановка в мире наложила свой отпечаток на внешние экономические связи, прекратилась поставка изделий на экспорт и сократился сбыт на внутреннем рынке. Большую организационную работу по развитию артели проводили ее первые руководители: Шурыгин Павел Иванович, Кучин Дмитрий Иванович, Логинов Александр Николаевич, Демидов Логин Лукоянович, Вшивцевы Борис и Петр Васильевич, Пчелкин Роман Иванович, Чижова Таисья Андреевна и др.
В 50-е годы особо сложные задачи необходимо было решать по техническому перевооружению артели. Проторенных путей тут не было и приходилось рассчитывать на собственную изобретательность.
Замечательным явлением воплощения технической мысли была замена жаровых закалочных печей электрическими. Одна электропечь заменяла 10 жаровых. Отпала необходимость тяжелого труда по заготовке дров для печей.
Внедрение одной электропечи условно освобождало 27 человек рабочих. Значительно улучшались условия труда и качества изделий.
Одним из наиболее эффективных мероприятий, разработанным специалистами артели и получившим широкое распостранение на многих предприятиях нашей страны, является использование отходов древесины (стружки) методом прессования.
Большой вклад освоения технологии прессования внес начальник прессового цеха Шестириков Дмитрий Николаевич и по изготовлению и конструированию пресформ прессовщик Санников Никита Федорович, главный технолог Варакин Леонид Алексеевич и др.
Значительная работа проведена ведущии художниками по совершенствованию декоративного оформления изделий, повышения их художественной ценности.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе за высокий уровень художественного оформления предоставленных изделий, артель была награждена Золотой медалью и Дипломом первой степени. Отдельными дипломами были награждены художники Тюкалов А.Г. и Савинова А.П.
В 1961 году артель в соответствии с решением правительства об упорядочении промысловой кооперации была передана в местную промышленность и получила название фабрики «Хохломская роспись». К этому моменту на фабрике работало уже около 1000 человек, художественных изделий выпускалось более 200 наименований.
С 1961 года механизация и совершенствование технологического процесса позволило значительно улучшить качество выпускаемой продукции. Художники стали ежегодно принимать участие в международных выставках: Париже, Лондоне, Чикаго, Мехико демонстрируя свое мастерство. Одной из первых отправилась за рубеж Денисова Н.А. на Лейпцигскую ярмарку.
Большой успех хохломского искусства на многочисленных выставках в стране и за рубежом явился итогом серьезных творческих поисков.
В 60-х годах предприятие приступило к изготовлению многопредметных наборов, говорит о правильно взятом направлении, наборы и по сей день выпускает предприятие.
В 1964 году на фабрике основывается экспериментально-творческая лаборатория, в состав которой вошли ведущие художники предприятия. Главным художником назначена Доспалова Екатерина Николаевна.
В задачи творческих художников лаборатории входило не только создание новых видов росписи, но и всесторонняя помощь по совершенствованию мастерства художников фабрики.
А так же экспериментально-творческая лаборатория создана в целях обеспечения высокого - идейного, художественного уровня выпускаемой продукции, определения художественно - стилевой направленности работы предприятия на основе сохранения и развития, исторически сложившихся самобытных художественных традиций. Для расширения и обновления ассортимента, создания новых образцов художественных изделий для тиражирования, создания уникальных произведений, совершенствования художественно – творческой деятельности, а так же для совершенствования рационализаторской деятельности в конструировании новых образцов изделий и мебели.
В сентябре 1965 года Совет Министров РСФСР принял постановление «О развитии художественных промыслов Горьковской области».В котором указывается на то, что фабрика «Хохломская роспись» является предприятием по выпуску художественных изделий с хохломской росписью. В связи с повышенным спросом на изделия народных мастеров у нас в стране и за рубежом, Совет Министров РСФСР предложил разработать проект, предусматривающий коренную реконструкцию фабрики. Это было время больших перемен. В этот же год был введен в эксплуатацию художественный цех №1.
В декабре 1969 года художников фабрики за создание высокохудожественных произведений прикладного искусства присуждена премия РСФСР им. Репина, лауреатами стали: Доспалова Е.Н., Сальникова Н.П., Киева З.Ф., Иванова Н.И.
За высокие показатели по итогам восьмой пятилетки фабрика «Хохломская роспись» награждена Почетной грамотой Обкома КПСС, Облисполкома и Облсовпрофа.
Президиум Верховного совета СССР наградили:
Орденом Ленина – художницу Ястремскую Е.Ф.
Орденом Трудового Красного Знамени – художницу Савинову А.П., токаря Опарышева Л.В
Орденом «Знак Почета» - директора фабрики Демидова С.А., гл.инженера Красильникова Н.Ф., начальника художественного цеха Карамышеву Л.Ф., художниц Молодцову Е.М., Болотникову Л.В., гл.художника Доспалову Е.Н., начальника тв.лаборатории Сальникову Н.И.
В 1971 году на основе фабрики создается крупное производственное объединение. В его состав входят сельские участки: Осинковский, Никитинский, Кондратьевский, Богоявленский и Безводнинский, а с 1973 года к ним присоединяется и Шарангский завод по производству сувениров.
В феврале 1975 года вышло постановление ЦК КПСС «О народных художественных промыслах» и постановление Совета Министров РСФСР от 22.10.75 года №570, которые оказало большое влияние на дальнейшее развитие для коллектива объединения «Хохломская роспись», началась новая пора деятельности по развитию этого ценного народного промысла.
На предприятии был разработан перспективный план экономического и социального развития, который предусматривает планомерную реконструкцию, наращивание производственных мощностей, улучшение условий труда работающих, повышение общеобразовательного и культурного уровня мастеров.
В 1976 году коллектив объединения награжден дипломом 1-й степени и памятной медалью за участие в международной выставке в Югославии.
С 1977 года на предприятии работает школа художественного мастерства, широкое распространение имеет наставничество. Звание «Лучший наставник» удостоены 26 мастеров, Варенцовой Марии Федоровне – присвоено звание почетный наствавник молодежи по Министерству местной промышленности РСФСР.
Силами объединения за 5 лет подготовлено специалистов художественного производства 897 человек, в том числе художников-365 человек, токарей-88 человек.
В коллективе предприятия выросло шесть Заслуженных художников РСФСР среди них: Доспалова Е.Н., Сальникова Н.П., Иванова Н.И.
Семь человек имеют звание «Мастер-художник высшего класса» и шесть «Мастер-художник первого класса».
За 1977-1978 годы объединению присужден диплом 1-й степени Всероссийской выставке-смотре изделий народных художественных промыслов.
В 1978 году Барановой Татьяне Васильевне присуждена премия Ленинского Комсомола, за творческий вклад в развитие промысла.
В 1979 году за создание высокохудожественных произведений и активное участие во Всесоюзной выставке произведений мастеров народных художественных промыслов Министерством культуры СССР, Академии художеств СССР, Союзом художников СССР объединение награждается дипломом 1-й степени.
В семидесятые годы закончена реконструкция первой очереди объединения. Введены в эксплуатацию столрно-раскроечный цех и механизированная биржа сырья, художественный цех №2, материальный склад, гараж, склад ГСМ, компрессорная. Проведена реконструкция столярного цеха и Шарангского филиала, построены бытовые помещения художественных цехов №1 и №2.
Разработано и освоено производство ложкарного полуфабриката механизированным способом, создан специализированный участок по выработке ложки на главном предприятии и на Шарангском филиале.
Освоены двух и трехярусные прессформы на участке использования отходов деревообработки, установлено новое оборудование.
Это позволило увеличить объем выпуска изделий народных художественных промыслов, при наращивании производственных мощностей к 1980 году в 2,7 раз.
В 1980 году за высокий уровень художественного оформления представленных экспонатов на выставку научно-технического творчества молодежи на ВДНХ СССР награждены серебряной медалью - Крестелева(Швецова) Валентина Калентьевна,
Бронзовыми медалями – Солоницына Нина Николаевна и Куницына Любовь.
Молодое поколение заступило на места отцов и матерей: братья Солоницыны Сергей – токарь и Вячеслав – столяр, Опарышевы Владимир и Татьяна и многие другие.
22 мая 1981 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в развитии советского декоративно-прикладного искусства и успешное выполнение производственных заданий объединение «Хохломская роспись» награждена орденом «Знак Почета».
В 1981 году к празднованию 50-ти летия объединения «Хохломская роспись»
Орденом Трудового Красного Знамени награждены:
Орденом Трудовой славы III степени
Орденом Октябрьской революции - Опарышев Леонид Васильевич – токарь по дереву
Орденом «Знак Почета» - Стогов Исаак Артемонович
Медалью «За трудовую доблесть»
Медалью «За трудовое отличие»
Орденом «Дружбы народов» - Доспалова Екатерина Николаевна – главный художник
Орденом Славы IIстепени - Швецова Валентина Алексеевна – художница
Орденом Славы III степени - Шишканова Галина Александровна – художница
Медалями «За трудовую доблесть»
Почетными грамотами и памятными подарками Министерства Обкома Управления художественных промыслов и объединения награждены более 200 человек.
В 1981 году для молодых рабочих построено общежитие на 216 мест, закончено строительство двух детских комбинатов, введена в эксплуатацию столовая, отпраздновали новоселье работники в новом 119 квартирном доме.
В 1993 году на предприятии была организована иконописная мастерская и начато изготовление икон. Сложным канонам иконописи художники обучались в Троице-Сергиевой Лавре и получили благословение на писание икон от Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая. В 1999 году иконописная мастерская предприятия ЗАО «Хохломская роспись» была удостоена высокой чести войти в состав «Патриарших мастерских» под омофором Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
За годы работы иконы хохломских мастеров демонстрировались в выставочных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгород, Сарова и даже Парижа. Хохломскими иконами украшены храмы Нижегородской, Московской области и севера России, Греческий Афонский монастырь и остров Корфу, храмы Европы и частные коллекции.
Способ хохломской технологии в своих истоках связан с иконописью. Именно оттуда промысел унаследовал прием росписи по хохломскому золоту. С течением времени техника иконописи по хохломскому золоту была утрачена, и только через три столетия, в конце нашего века возродилось это искусство.
С 2004 года на предприятии организована группа художников, по росписи живописных изделий: панно, вазы, шкатулки на разные темы – охота, природа, памятники архитектуры, виды монастырей и церквей. Эти авторские работы объединили в себе два вида искусства: художественную живопись и декоративно прикладное направление – хохломскую роспись.
С 2004 года на предприятии и в городе проходит Международный фестиваль народных художественных промыслов «Золотая Хохлома», каждый фестиваль имеет свой символ: это и великолепная ложка, и красавица матрешка, авторами форм и росписи этих изделий являются мастера творческой лаборатории. Все эти символы исполнены в единственном варианте и нашли свое достойное место в музеях города.
Предприятие экспонируется за один год более чем на 20 значимых художественных выставках (Международных, Всероссийских, региональных, областных, зональных и т.д.), как в России и в Европе, такие как «Молодые дарования», «Ладья», «Интурмаркет» , «Золотые травы», «Лоскутная мозаика», во Франкфурте-на-Майне, Вене, Милане, Люксембурге, Чехии, Уфе, Санкт-Петербурге, Москве и т.д. В 2014 году была проведена работа к ХХII Зимним Олимпийским играм в г.Сочи. Было выпущено продукции на 18,6 млн. руб. Благодаря приложенным усилиям мы смогли поучаствовать в Сочинской Олимпиаде по всем направлениям это и продажи с BOSCO, и мастер - классы, и в экспозиции регионов и встреча делегаций всех стран нашей матрешкой. Несомненно, это способствует росту нашего авторитета на рынке и это не что иное, как большое и значимое вложение в рекламу нашего предприятия.
Сегодня ЗАО «Хохломская роспись» продолжает вековые традиции выпуска изделий с хохломской росписью. В ассортименте насчитывается более 2000 наименований изделий утилитарного и декоративного назначения – это наборы для ухи, десерта, наборы – сервизы более 100 видов (в некоторых до 180 предметов), резные ковши, братины, подсвечники, вазы, поставцы, бочата, штофы, панно, музыкальные шкатулки, ложки и расписная мебель.
На предприятии работает более 724 человек, в том числе 300 художниц, большинство – это высококвалифицированные мастера, формирующие художественную направленность творчества Хохломы и создающие уникальные произведения искусства. За время работы на предприятии более 260 сотрудников предприятия имеют почетные звания и отмечены государственными наградами, среди них: Заслуженный работник культуры РФ – 2 человек, почетный гражданин Нижегородской области – 1 человек, обладатель Диплома российской академии художеств – 1 человек, 21 художник удостоены почетного звания «Заслуженный художник РФ», 3 человека - премии имени Репина, 3 человека – лауреата премии им.Ленинского комсомола. Многие мастера являются победителями Всероссийских выставок-конкурсов, 23 художника являются членами Союза художников России, 9 мастеров имеют звание «Заслуженный мастер Нижегородской области».
У мастеров хохломского письма сложились три основных вида росписи: травка, роспись «под фон» и «кудрина». Теплота, самобытность, поэзия и сказочная красота традиционного узора делают хохломские изделия удивительно прекрасными. Каждое изделие пишется от начала до конца одной художницей без применения каких-либо шаблонов, то есть каждое изделие, по сути, является авторским, индивидуальным.
Миниатюрная хохломская роспись – одно из новых направлений хохломского искусства. Основной ассортимент миниатюры: коробочки и шкатулки различных форм и размеров, рамки для зеркалец или фотографий, расписные броши. В миниатюрной хохломской росписи полностью сохраняется стиль и колорит традиционного хохломского орнамента. Однако сам рисунок более изящен, тонок, поэтичен. Он украшен замысловатыми завитками, которые, словно кружево, обрамляют центральную основную часть рисунка.
Особое место на предприятии занимает участок по выпуску знаменитой куклы «матрешки», ставшей символом русского народного искусства. Год от года увеличивается выпуск, нарабатывается новый ассортимент изделий с семеновской росписью (копилки, погремушки, шары, солонки, новогодние игрушки, футляры под штоф), разрабатываются новые образцы в росписи матрешки.
ЗАО «Хохломская роспись» – это единственное объединение, изготавливающее мебель с хохломской росписью. Выпускается несколько видов детской и интерьерной художественной мебели: столы десертные, подвижные, прикроватные, сервировочные, а также – мебели столярной: мягкие, жесткие стулья и кровати различных конструкций.
ЗАО «Хохломская роспись» – крупнейший производитель в России товаров народных художественных промыслов, главная задача которого – сохранить старинный промысел. Изделия с хохломской росписью популярны во всех регионах России и более чем в 50 странах мира.
Хохломская роспись стала сегодня необычайно тонкой, виртуозной, эмоциональной. В поисках выразительных форм изделий их создатели отталкиваются от лучших традиций русской деревянной посуды и мебели. Семеновские художники в совершенстве владеют всеми видами письма.
Мастера «золотой хохломы» стремятся создать изделия полезные и красивые, в которых гармонично сочетаются утилитарное и эстетическое начала. Многое делается для того, чтобы продукция промысла не только могла достойно представлять искусство хохломы на любой выставке – отечественной и зарубежной, но несла радость в жизни и быт наших современников.
Вся выпускаемая продукция имеет сертификаты соответствия и гигиенические сертификаты, а это значит, что из хохломской посуды можно и пить, и есть, не опасаясь за здоровье.
«Велик тот народ, который постоянно ощущает живую связь со своей историей, может брать все лучшее из своих исторических традиций и делать это достоянием сегодняшнего дня…»
Коллективу нашего предприятия это замечательное качество присуще в значительной мере. В любой период строительства с начала его организации на предприятии рождались и развивались трудовые почины, рабочие династии, изыскивалась новая технология и оборудование, создавались новые изделия и рисунки.
Династии:
Тороповы – Павел Викторович (резчик –Заслуженный мастер Ниж.обл.),
Светлана Александровна(Заслуженный художник РФ),
Александр Павлович (резчик),
Виталий Павлович (резчик – в наст. момент не работает)
Швецовы – Александр Васильевич (резчик - умер),
Валентина Алексеевна (художница, Орденом Славы II степени – умерла),
Валентина Калентьевна (художница тв.лаборатории Заслуженный художник РФ, Член Союза художников России-сноха),
Швецова Ольга Валерьевна (художница - в наст. момент не работает),
МустафинаТатьяна Алексеевна (художница - в наст. момент не работает - дочь), Мустафина Светлана Александровна (художница – в декретном отпуске – внучка).
Романовы – Владимир Викторович (резчик – надомник),
Александр Владимирович (резчик-надомник – сын),
Владимирович (резчик-надомник – сын)
Толокновы – Нина Михайловна (художница),
Алексей Евгеньевич (токарь по дереву - сын),
Светлана Владимировна (художница - сноха)
Болотниковы – Иосиф Иванович (резчик),
Николай Иосифович (столяр - сын)